Маркетинговый аудит сайта

   
post image Сайт подвергается различным видам аудита: SEO аудит, технический аудит, аудит безопасности. Объединяет эти аудиты то, что все они, так или иначе, решают определенные технические вопросы - программные, языковые (лингвистические), технологические. Существует еще один вид аудита - маркетинговый аудит сайта. Он несколько выделяется на фоне всех остальных разновидностей. Выделяется, потому как здесь решаются вопросы дизайнерского и в еще большей степени психологического толка. И разумеется, вопросы маркетингового характера. Хотя SEO и техническая сторона имеют отношение к маркетинговому аудиту - речь о структуре сайта, удобности интерфейса и пользования. Маркетинговый аудит сайта строится на основании чек-листа. Хотя подобное может использоваться (и используется) в любом аудите. Чек-лист – это план, набор составляющих аудит компонентов: что именно надо проверить, какими инструментами воспользоваться, какие факторы следует учесть и пр. Для маркетингового аудита характер следующий чек-лист.

Первое впечатление или эффект WOW (эффект «Вау»)

Здесь оценивается уровень положительных эмоций, которые пользователь испытывает при первом посещении сайта. По большей части, конечно, такую оценку возможно провести лишь косвенно. Но клиентские опросы в начале деятельности сайта могут хотя бы частично отразить настроение клиентуры. На WOW- эффект влияют многие характеристики сайта:
  • быстрота работы (без комментариев);
  • адаптивность - многие клиенты не пользуются стационарным компьютером, а заходят с мобильных гаджетов;
  • локализация, например, если сайт финансовой тематики, совсем не нужно размещать на всеобщее обозрение множество расчетов и графиков, нужно уметь уместить их смысл кратко и понятно в один абзац;
  • friendly-дизайн (дружественный дизайн) - ненавязчивая приятная цветовая гамма, оригинальные графические решения;
  • личное обращение или персонализация - если клиент впервые посетил сайт и ничего не сообщил о себе, персонализация затруднительна, но сайт должен иметь возможность, получив хоть какую-то информацию о клиенте, в режиме реального времени изменять свой внешний вид под нужды и интересы этого клиента (например, для женщины, которая уже интересовалась аксессуарами для пляжа, интернет магазин в последующем на главной странице выдаст соответствующие товары);
  • отсутствие негативных факторов - всплывающие окна, баннеры, навязчивая реклама, частично мешающая изучению контента, все это крайне нежелательно для хорошего WOW-эффекта.

Интерфейс

Маркетинговый аудит сайта подразумевает тщательное изучение удобства и функциональности сайта в процессе пользования
структура сайта - оценивается простота путешествия по сайту: присутствуют ли в поисковой строке подсказки при запросах, в полной мере ли меню отражает содержание сайта и насколько удобно с ним работать (хорошая структура такова, что в максимально короткий срок можно добраться до нужного места на сайте, например, насколько быстро и легко в спортивном интернет-магазине можно увидеть весь ассортимент какой-либо разновидности спортивного снаряда).
оформление покупки - иногда данная форма бывает слишком навязчивой, типа баннеров-ссылок «купить/заказать в один клик», это лишнее, достаточно того, чтобы название раздела для оформления заказа легко находилось на странице.
функциональность сайта - определяется количеством возможностей пользователя, степенью его свободы при заходе на сайт, сюда относят такие вещи как: возможность оставлять отзывы и комментарии и вставлять в них фото, форум для обсуждения, быстрая обратная связь (когда в мини-окне можно задать вопрос и в ближайшие две минуты получить ответ от администратора) и т.п.

Визуализация

Маркетинговый аудит сайта проверяет и особенности дизайна ресурса:
  • проработанность, качество, общий стиль - здесь также без комментариев, понятно, что это производит соответствующее первое впечатление;
  • цветовая гамма сайта - определяется как контентом сайта (так, товары для девочек часто представлены в антураже розовых тонов), так и оглядкой на психологию (цветовое разнообразие и интересная тональность привлекают, но использовать слишком «кричащие» цвета не рекомендуется);
  • интуитивная графическая проработка - немалым плюсом является, когда к текстовым названиям добавляются иконки, возникающие при наведении курсора, например, надпись «кистевые эспандеры», и при наведении курсора под надписью возникает маленькое изображение такого эспандера (подобные мелочи гораздо полезнее, чем кажутся, клиент ещё не зашёл, но уже примерно знает, как выглядит то, что находится в таком-то разделе);
  • графическое содержание - тут маркетинговый аудит сайта направлен на проверку уникальности изображений (изображения, находящиеся в свободном доступе в интернете, использовать не возбраняется, но это понижает статус сайта в глазах клиентов).
На внешнем виде ресурса иногда хочется сэкономить, т.к. он не влияет напрямую на его работу, но делать подобное не рекомендуется.

Контент

Чтобы маркетинговый аудит сайта дал хорошие результаты по этому критерию, владельцы сайтов обращаются за помощью к копирайтерам. Текстовое наполнение сайта должно быть информативным. Не должно быть текстового избытка - всё только по делу. При этом текст пишется легко читаемым слогом и разбивается на небольшие абзацы. Приветствуется наличие маркированных списков и таблиц, однако с последними перебарщивать не стоит. Практика показывает, что табличные данные запоминаются гораздо хуже по сравнению с классическим текстом. Это связано с тем, что приходится запоминать, как связаны кусочки текста по строкам и столбцам.

На что обратить внимание

Прежде чем заказать сайт, необходимо ориентироваться не только на целевую аудиторию, но и на её сегментацию. Примеры:
  • для финансового/ бизнес сайта, для интернет-магазинов, включая возможность оптовых продаж - между оптовыми покупателями и розничными есть целый ряд различий, нужно определиться, для какой категории разработан сайт;
  • для розничных интернет магазинов, новостных, информационных сайтов - сегментация идёт по уровню пользователя: новичок, юзер, продвинутый;
  • авторские сайты различных компаний - здесь проще, поскольку у фирмы, как правило, уже есть клиентура, и сайт создается специально для нее, просто для большего удобства обеих сторон.

Стоимость маркетингового аудита сайта

Стоимость описанной услуги зависит от региона, размера сайта, его направленности. Крупные бизнес сайты обходятся дороже. В Москве и Питере цены тоже выше. Средняя стоимость подобного аудита 200-х страничного ресурса составляет 8 000 рублей. В Москве эта цифра возрастает в 2 раза. Проверка 500-страничного интернет-магазина вряд ли обойдётся дешевле 30 тысяч рублей.

x

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ