Разумеется, каждый хочет, чтобы его сайт имел высокие позиции в рейтинге основных поисковиков (Google и Яндекс). Для повышения рейтинга в алгоритмах поисковых систем необходима работа с двумя базовыми составляющими любого сайта: информационное наполнение и программная (техническая) структура.
Разумеется, каждый хочет, чтобы его сайт имел высокие позиции в рейтинге основных поисковиков (Google и Яндекс). Для повышения рейтинга в алгоритмах поисковых систем необходима работа с двумя базовыми составляющими любого сайта: информационное наполнение и программная (техническая) структура. Здесь речь пойдёт о первом компоненте, который есть предмет исследования SEO аудита сайта. Данный тип аудита анализирует и корректирует текстовую и визуальную информацию интернет-ресурса, а также его пользовательский функционал.
SEO-оптимизация – работа со смысловой базой веб-ресурса
Начать стоит с вопроса заполнения сайта уникальным, релевантным (соответствующим тематике ресурса) контентом. Это смысловая, информационная сторона сайта. Если ресурс предоставляет по-настоящему уникальные и действительно полезные данные, это само по себе формирует у аудитории положительные впечатления. Допустим, человек получил какие-то полезные уникальные знания о проведении ремонта в жилом помещении или о новой методологии дыхательной производственной гимнастики.
Интернет-магазин может запомниться тем, что товары в нём кажутся лучшими, более качественными по сравнению с аналогами в других магазинах. Довольные посетители веб-ресурса порекомендуют его другим. Одна из фундаментальных задач современных интернет-технологий заключается в том, чтобы работа поисковиков совпадала с человеческой оценкой сайта. То есть если пользователь, изучив веб-ресурс, сделает заключение о его информационной ценности, то и поисковики должны поднимать такой сайт в рейтинге.
Для этого постоянно улучшаются программы оценки уникальности текста, семантический анализ и пр. Сюда же входят юзабилити и АВ-тестирование. Юзабилити – это разновидность аудита сайта (входящая в SEO аудит), направленная на проверку того, насколько ресурс оптимизирован под эксплуатацию. Структура сайта, доступность ключевых информационных узлов, удобство перехода по сайту и т.п. Всё это входит в анализ юзабилити. Можно сказать, что юзабилити занимается информационной архитектурой сайта.
АВ-тестирование в веб-сфере связано с анализом того, как цветовая гамма, какие-то дизайнерские решения, особенности интерфейса влияют на конверсию веб-ресурса. Конверсия - это соотношение числа посетителей, совершивших на сайте целевое действие, к общему числу посетителей сайта. Скажем, соотношение числа совершивших покупку и просто посетивших интернет-магазин. Типичная схема АВ-тестирования сайта:
- есть страница А и страница Б, которые различаются по какому-то одному признаку, элементу;
- статистическая выборка пользователей в равной степени видит обе страницы;
- в конце проводится анализ, на какой странице чаще совершались целевые действия;
- и соответственно, выбирается соответствующий признак.
По такому принципу обтачивается пользовательский потенциал интернет-ресурса.
SEO-оптимизация – работа со смысловой базой веб-ресурса
Комплексный SEO аудит сайта означает работу с несколькими характеристиками ресурса:
1) Загруженность ключевыми словами. Тема страницы задаёт список самых часто употребляемых тематических слов. Допустим, интернет-ресурс специализируется на чайной тематике. Тогда актуальным окажется следующий словесный набор: чай, зелёный, чёрный, красный, белый, жёлтый, пуэр, улуны, танины, напиток, долголетие, здоровье, почки, сердечнососудистая система, бодрит, успокаивает, сон, церемония, способы заварки. Поисковые роботы руководствуются довольно сложными алгоритмами, которые учитывают использование слова во всех возможных формах (по числу, падежу, роду и т.д.). Одновременно программы поиска в Google и Яндекс выявляют процентное соотношение ключевых слов к общему числу слов. Это соотношение не должно быть ни сильно маленьким, ни чрезмерно большим. Недостаточность ключевиков делает тематику сайта «невидимой» для поисковых роботов, а перебор с ними заставляет заносить веб-ресурс в спамный список. В интернете немало сайтов-однодневок, «бомбёжка» которыми и осуществляется за счёт концентрирования тематических слов. Впрочем, иногда и самый обычный ресурс стараются поскорее продвинуть вверх таким способом. Замусоренность страницы ключевиками в СЕО называется «тошнота текста».
2) Индекс качества сайта (ИКС). ИКС показывает релевантность сайта, его удобность для пользователей. ИКС рассматривается как базовый показатель, отражающий общее качество сайта. Показатель ИКС высчитывается теми же алгоритмами, что и при ранжировании, с помощью которого определялся предшественник ИКС – ТИЦ. Но ИКС никак не привязан к ТИЦ. Бывает так, что ТИЦ у сайта высокий, а проверка по ИКС показала весьма низкие результаты. Ведь этот индекс с ссылочным объёмом веб-ресурса никак не пересекается. Численно индекс не имеет ограничительной планки. Проверка ИКС осуществляется раз в месяц, но вообще – это плавающий, динамический показатель. На значение ИКС влияют: объём циркулирующей информации, её тип и уникальность, как ведут себя посетители сайта (клики, время нахождения на сайте, комментарии и пр.), наличие мобильных приложений, представительство и/или упоминание в соцсетях и др.
3) "Вода". Это стоп-слова, которые сами по себе смысла не имеют. Необходимы как связующие звенья между словами информативными и для получения нужного числа знаков на веб-странице. Поисковыми алгоритмами не учитываются, но способны сделать текст как лучше, так и хуже в плане восприятия живым читателем.
4) Статистика внутренних поведенческих реакций. Этот параметр учитывает любую юзерскую активность внутри ресурса: посещение сайта, регистрация или авторизация через сторонние ресурсы (соцсети), длительность пребывания на той или иной странице и общее время нахождения на сайте, число посещённых страниц, наиболее популярные страницы (по количеству заходов, по времени пребывания), количество загрузок с сайта, частота использования ссылок, имеющихся на сайте, процентное соотношение гостей и авторизованных пользователей.
5) Внешние поведенческие факторы. Анализ того, насколько интенсивно в поисковиках происходят запросы по тематике сайта после его посещения. Чем таких запросов меньше, тем лучше. Значит, веб-ресурс предоставил почти всю нужную для посетителя информацию. И наоборот.
Составные элементы SEO оптимизации сайта
В SEO все свойства и признаки сайта, хоть сколько-то значимые для поисковых систем, делятся на внешние и внутренние. Работа с внутренними характеристиками означает ретуширование и устранение изъянов непосредственно самого сайта:
- изменение в лучшую сторону контентного содержания (под «лучшей стороной» понимается тематическая актуальность, оригинальность, показательность, наличие множества вспомогательных элементов типа схем, графиков, диаграмм, наличие сопутствующей визуальной информации и пр.);
- информационный и/или новостной сайт обязательно должен пополняться новыми статьями, интернет-магазин – новыми товарными позициями и описаниями, из всех вариантов в специальном контентном наполнении меньше всего нуждаются форумы, т.к. их наполняют сами посетители;
- упрощение пользовательского функционала сайта;
- составление небольшого текста, в наилучшей мере отражающего содержание всего веб-ресурса (дескрипшн-заголовок) – данная текстовая информация отражается в поисковых запросах под ссылкой, дескрипшн гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд, ведь большинство пользователей не имеет достаточно времени, да и просто ленится заходить по каждой ссылке, представление о содержании сайта даёт дескрипшн, а значит, это непосредственный фактор вероятности посещения ресурса.
Внутренняя SEO оптимизация означает следующие задачи:
- увеличение скорости перехода между страницами веб-ресурса;
- создание приложений, оптимизирующих вид сайта для мобильных устройств;
- HTML, CSS-валидация – многосторонний анализ корректности тег-кодов (каждый элемент на сайте имеет свой тег, например гиперссылка - href, таблица - table и т.д.);
- проверка наличия нужных ключевых слов в достаточном количестве;
- работа с мета-тегами заголовков (title).
Как видно, почти все пункты связаны с техническим SEO аудитом сайта. Внешний анализ сайта акцент делает на том, что формирует ИКС. Заявить о сайте можно по-разному:
- использование каталогов поисковиков (регистрация);
- распространение информации с веб-ресурса на других площадках (соцсети, блоги и СМИ);
- реклама, включая крауд-маркетинг, когда на сторонних ресурсах с целевой аудиторией сайта лица, раскручивающие этот веб-ресурс, пишут комментарии, в которых напрямую или скрыто, но упоминают его.
Разработку сайта по SEO можно проводить самостоятельно, но тогда результат будет поверхностным. SEO аудит сайта лучше заказать специализированным конторам.